Производственные кластеры — будущее региона

История разработки полимерной арматуры ведет свой отсчет с конца Второй мировой войны. Именно в тот период в аэрокосмической промышленности были признаны преимущества высокой прочности и легкости композитных материалов, а во время холодной войны достижения в аэрокосмической и оборонной промышленности привели к еще более широкому использованию композитов. Однако только в 1960-е годы эти материалы стали серьезно рассматривать при производстве арматуры для сборного железобетона. Об этом процессе, а также о создании промышленного кластера в Липецкой области мы беседуем с генеральным директором ООО «НПК «Армастек Липецк» Алексеем Пикаловым.

Потребитель XXI века уже готов к восприятию новых технологий и материалов. Вопрос не в этом. Я по собственному опыту знаю, что самая большая проблема возникает именно при попытке масштабного внедрения, — рассказывает Алексей Пикалов. — Так, например, возможность применения любого нового строительного материала часто ограничивается чрезмерной приверженностью проектных организаций к классическим технологиям. А ведь ни для кого не секрет, что пока проектировщик не даст свое добро, продукция не будет иметь выхода на большой строительный рынок.

 Алексей Александрович показывает мне образцы арматуры, которая почти невесома по сравнению с традиционной, легко изгибается, но при этом не ломается. Мы долго говорим о ее свойствах и принципиальном отличии новинки от стальной арматуры. Останавливаемся возле выставочного стенда в офисе компании «Армастек Липецк», и Алексей Пикалов просит меня сравнить упаковку стальных и композитных стержней (одинаковой длины) по весу. Честно скажу, металлическую арматуру я поднять не смогла.

 — Стальная арматура в некоторых случаях тяжелее композитной почти в 12 раз! Для ее перевозки придется заказывать крупнотоннажный транспорт, что обойдется гораздо дороже в пересчете на метр арматуры, если, например, вы решили построить частный дом, — продолжает Алексей Александрович. — Дополнительно стоит отметить, что крупнотоннажный транспорт не всегда сможет доехать прямо до места строительства. Если речь идет об участке в садоводстве или поселке с узкими проездами, то арматуру скорее всего придется носить на руках от того места, до которого смогла доехать машина. Композитную арматуру можно перевезти в своем легковом автомобиле, не нанимая транспорт перевозчика.

 Как видите, применение композитной арматуры открывает широкие возможности для развития строительной отрасли. Именно поэтому в 2013 году ряд предприятий Липецкой области при активной поддержке администрации Липецкой области решил объединить свои усилия в области исследований, проектирования и производства изделий с применением композитной арматуры. Так, в этом году был создан инновационный территориальный промышленный кластер композитных материалов и изделий из них.

 Правительством РФ кластеры рассматриваются в качестве одной из основных форм инновационного развития. Они представляют собой территориально обособленную группу хозяйствующих субъектов, включающую в свой состав коммерческие и некоммерческие организации, в том числе научные и образовательные, специализирующуюся на производстве определенных групп товаров, выполнении работ, оказании услуг. Фирмы, объединенные в кластеры, являются более конкурентоспособными и становятся основной движущей силой инноваций. Политика кластерного развития уже оправдала себя в мировой практике. Примерами стран с успешным кластерным развитием могут быть США, Германия, Япония. На данный момент в Липецкой области уже сформировалось несколько кластеров на базе существующих крупных предприятий.

 — На мой взгляд, — рассуждает Алексей Александрович, — региональный кластер должен отвечать трем следующим требованиям: быть инновационно ориентированным; производить конкурентоспособную продукцию и услуги как на региональном, так и на национальном уровне; состоять из партнеров, ориентированных на достижение единой цели. Наше предприятие входит в один из таких промышленных кластеров.

 Еще одно предприятие, входящее в кластер композитных материалов и активно сотрудничающее с компанией ООО «НПК «Армастек Липецк», — это ОАО «Завод «Железобетон». Первое, что я увидела, войдя в кабинет генерального директора предприятия, — это опытный образец облицовочной плитки из бетона с применением композитной арматуры.

 — На данном этапе уже есть целый ряд кластерных проектов, — отмечает генеральный директор ОАО «Завод «Железобетон» Вадим Бакуров. — Пока мы не начали серийный выпуск продукции, но концепция новой продуктовой линейки уже готова. Мы говорим о серии продуктов, которые могут применяться в различных сферах строительства: для мощения дорог и тротуаров, облицовки стен, в качестве шумоизоляционного экрана вдоль скоростных дорог. Это линейка продуктов, которую мы можем объединить понятием «тонкостенные коррозионно-стойкие конструкции».

 Есть такое понятие, как «защитный слой бетона». Это то количество бетона, которое должно отделять металлическую арматуру от атмосферного воздействия. Так как композитная арматура не подвержена коррозии, защитный слой может быть минимальным. То есть благодаря композитной арматуре из классического бетона можно изготавливать очень тонкие изделия с высокой несущей способностью, которые без применения композитов выполнить было бы невозможно.

 — Вот этот опытный образец сделан еще вручную, по обходной технологии, — говорит Вадим Бакуров, показывая на плиту (толщиной всего в 20 мм!) на своем рабочем столе. — Мы с Алексеем Пикаловым сделали эту плитку в выходной день, положили ее на два бруса, а сверху — традиционный фундаментный блок, затем — перемычку, потом — утяжелитель. Она выдержала нагрузку в 1000 килограммов (!) и не разрушилась. Да, деформировалась, трещины раскрылись, но после того, как мы сняли нагрузку, плита вернулась в нормативное состояние с полным закрытием трещин, не потеряв при этом своих характеристик!

 Еще одно направление — это применение композитной арматуры в железобетонных стойках линии электропередачи. Помимо того что такая стойка не подвержена коррозии, она не подвержена воздействию блуждающих токов, что особенно важно. Были случаи, когда электроопоры (применяемые на железной дороге) с металлической арматурой из-за блуждающих токов разрушались и линия электропередачи падала на землю.

 — Мы пытаемся сегодня в наших традиционных стойках вместо металлической арматуры применить композитную, что сопряжено с большими сложностями из-за отсутствия технической документации, — рассказывает руководитель предприятия. — Общими усилиями предприятий кластера и областных властей мы сможем подготовить всю необходимую документацию и вывести на рынок новый продукт.

 Технические характеристики композитной арматуры позволяют применять ее в промышленном и гражданском строительстве, для дорожного строительства при усилении мостов и ограждений, в конструкциях, работающих в условиях усиленной коррозии стальной арматуры. Причалы, сухие доки, укрепление прибрежной полосы путем бетонирования — вот основные сферы строительства, в которых применение композитной арматуры не просто оправданно, а иногда является единственно правильным решением.

 И, конечно, не стоит забывать о сфере дорожного строительства, где композитная арматура раскрывает все свои преимущества. Например, в Перми небольшой участок дороги с применением композитной арматуры эксплуатируется без ремонта уже более 5 лет. Применение композитов привело к значительному снижению колейности и образования продольно-поперечных трещин. Подобный опыт уже есть и в Липецкой области: в сентябре 2013 года совместно с управлением дорог и транспорта региона был впервые армирован опытный участок автодороги Липецк—Чаплыгин и в настоящее время ведется его мониторинг. А плохие дороги, к сожалению, — это едва ли не визитная карточка нашей страны.

 — Я уверен, что кластер композитных строительных материалов может переломить эту ситуацию. При поддержке Управления инновационной и промышленной политики и Центра кластерного развития в Липецкой области делаются первые шаги в этом направлении, — считает Вадим Бакуров.

 Источник: http://izvestia.ru/news/574234

 

Категория: